ПОИСКИ СОМЫ - ГЛАВНОЙ ЗАГАДКИ "ВЕД"
(из книги Теренса Маккенны "Пища
Богов" /скачать/)
Самые
ранние духовные писания индоевропейских народов - "Веды".
Наиболее известной из них является "Ригведа" - собрание
около 120 гимнов соме: растению и богу. В самом деле девятая мандала
"Ригведы" полностью представляет собой своего рода гимн,
восхваляющий это магическое растение. Начало девятой мандалы -
типичное восхваление сомы, которое пронизывает и характеризует
индоевропейскую литературу этого периода:
Соки твои, о чистая сома, всепроникающие, скорые, словно мысль,
разбегаются сами, подобно приплоду быстрых кобылиц; небесные,
легкокрылые, благоуханные соки, великие возбудители веселья, истекающего
в сосуд приемлющий.
Твои пьянящие всепроникающие соки рвутся на волю, словно кони
колесницы; волны благоуханной сомы бегут к Индре - владыке грома,
как корова с молоком - к теленку.
Подобна коню, рвущемуся в бой, ты являешь собой всеведущий прорыв
с небес в сосуд, и туча - матерь твоя...
О сома чистая, твои небесные потоки - кони, быстрые, как мысль,
- истекают с молоком в сосуд; риши - распорядители жертвы, что
очищают тебя, о услажденная ими сома, изливают непрерывные потоки
твои в середину сосуда. / H.H. Wilson, trans., Rig-Veda Sonhita
(Poona, India: Ashtekar, 1928). vol. 5. p. 287/
В дозороастровой религии Ирана сома обозначается понятием "хаома".
Названия "сома" и "хаома" - разные формы одного
и того же слова - происходят соответственно от корней "su"
(санс-кр.) и "hu" (авест.) со значением "выжимать
жидкость".
Кажется, невозможно словами выразить достоинства этого магического
опьяняющего вещества. Сому считали принесенной орлом с "вышних
небес" или с гор, куда ее поместил Варуна - член раннеиндуистского
пантеона. Вот еще цитата о ригведовской соме:
Больной пьет ее на восходе солнца как лекарство: ее прием укрепляет
члены, сохраняет ноги от перелома, отвращает всяческую болезнь
и продлевает жизнь. Тогда нужда и забота пропадают, мучительное
желание изгоняется и бежит прочь, когда смертным овладевает вдохновение;
бедняк, опьяненный сомой, чувствует себя богатым; глоток ее побуждает
певца возвысить голос и вдохновляет его на песнь; поэту дает силу
сверхъестественную, так что он чувствует себя бессмертным. Вследствие
вдохновляющего влияния напитка, еще в индоиранский период возникла
тенденция персонифицировать этот сок в образе бога Сомы и приписывать
ему почти все деяния других богов, силу этих богов, еще более
возрастающую от глотка сомы. Подобно Агни, сома заставляет лучистость
свою ярко сиять в водах; подобно Вайю, носиться на конях своих;
подобно Ашвинам, спешить на помощь, когда к вам взывают. Подобно
Пушану сома вызывает почтение, хранит стада и ведет кратчайшими
путями к успеху. Подобно Индре, как желанный союзник, одолевает
всех врагов - близких и дальних, освобождает от злых намерений
завистника, от опасности и нужды, приносит благие сокровища с
небес, земли и воздуха. Сома заставляет также солнце восходить
в небесах, восстанавливает утраченное, располагает тысячью способов
и средств помощи, исцеляет всех - слепых и хромых, - сгоняет черную
кожу (аборигенов), и все дает во владение благочестивому Арию.
В его - правителя мира - распоряжении находятся земли эти; он
- небес носитель и земли опора - держит людей всех в руке своей.
Сияя, как Митра, вызывая благоговейный трепет, как Арьяман, он
ликует и светится, словно Сурья; веления Варуны - его веления;
он так же мерит земли просторы, воздвигает свод небес; подобно
ему, он, исполненный мудрости, хранит общность, властвует над
людьми даже в местах скрытых, знает самое тайное... Он будто продлевает
бесконечно жизнь своего благочестивого приверженца, а после смерти
делает его бессмертным в жилище блаженных - в небесах вышних.
ТЕОРИЯ
УОССОНОВ О МУХОМОРЕ
Гордон и Валентина Уоссоны - основатели этномикологии (науки,
изучающей употребление людьми грибов и собирающей знания о них)
- первыми выдвинули мысль о том, что сома, возможно, была грибом
(в частности, что это был гриб с красной шляпкой и белыми пятнышками
- мухомор, Amanita muscaria, чрезвычайно
древнее опьяняющее средство, до сих пор используемый тунгусскими
племенами арктической Сибири).
Доказательства, собранные Уоссонами, обширны. Изучая эволюцию
языков, связанных с обсуждаемой темой, прослеживая мотивы художественного
творчества, а также вновь внимательно исследуя и истолковывая
ведический материал, они пришли к выводу, что за тайной сомы скрывается
гриб. Им принадлежит первое ботанически обоснованное, фармакологически
грамотное исследование идентичности сомы. В другом исследовании
Уоссоны обнаружили существование еще действующих шаманских грибных
культов в горах Сьерра Масатека Оахаканской Мексики. Гордон Уоссон
привез образцы мексиканских грибов Альберту Хофману - швейцарскому
химику-фармацевту, открывшему ЛСД, и этим подготовил описание
и выделение псилоцибина в 1957 году. Того самого псилоцибина,
который, согласно моему утверждению, был причастен к возникновению
человеческой саморефлексии на лугопастбищных угодьях Африки несколько
десятков тысячелетий назад.
В 1971 году Гордон Уоссон опубликовал книгу "Сома: божественный
гриб бессмертия". Там кандидатура мухомора представлена в
самом полном виде. Уоссон блестяще развивает идею, что в тайне
сомы замешан какого-то вида гриб. Он менее преуспевает в доказательстве
того, что этот таинственный гриб и есть мухомор. Подобно многим
из тех, кто и ранее пытался идентифицировать сому, Уоссон забыл,
что чем бы сома ни была, это было потрясающей силы визионерское
опьяняющее средство и не имеющий себе равных галлюциноген. Однако
он вполне отдавал себе отчет в том, что европейская ученость сделала
из сибирского шаманизма "образец"
для всего шаманизма Архаичного и что мухомор давно использовался
в Сибири для проведения шаманских путешествий и инициации шаманов-неофитов
во всю полноту их наследия.
В результате открытий самого Уоссона в Мексике было известно,
что другие грибы (не мухоморы) могли содержать визионерские опьяняющие
вещества, но грибы псилоцибиновые считались феноменом именно Нового
Света, поскольку никакие другие опьяняющие грибы не были известны
в других местах. Уоссон полагал, что если сома - гриб, то грибом
этим должен быть мухомор. Этот чрезмерный акцент на Amanita muscaria
присутствовал с тех пор во всех усилиях идентифицировать сому.
ВОЗРАЖЕНИЯ
ПО ПОВОДУ МУХОМОРА
Генетически и химически Amanita muscaria крайне непостоянен: многие
его виды не обеспечивают надежного экстатического опыта. Почвенные
условия, а также географические и сезонные факторы влияют на его
галлюциногенные свойства. Использование шаманом какого-то растения
совсем не означает, что оно непременно должно вызывать экстаз.
Многие довольно неприятные растения используются шаманами для
самоопьянения и открытия "щели между мирами". Среди
них - разные виды Datura, родственные дурману вонючему; древовидные
Brugmansias, чьи свисающие цветы известны как прекрасные украшения
пейзажей; ярко-красные и черные семена Sophora secundifolia; Brunfelsias;
а также средства для вдыхания через нос на основе растертой в
порошок смолы Virola. Несмотря на их использование шаманами, растения
эти не вызывают экстатического переживания, какое могло бы вдохновить
на те восторженные восхваления, которые адресовали соме. И сам
Уоссон понимал, что мухомор в этом смысле доверия не вызывает,
поскольку сам он никогда не испытывал от него экстатических переживаний.
Вместо того чтобы признать, что мухомор - маловероятный кандидат
на ведическую сому, Уоссон пришел к убеждению, что должен существовать
какой-то особый метод его приготовления. Однако не были найдены
ни один ингредиент и ни одна процедура, которые надежно бы превращали
зачастую неприятное субтоксичное переживание, возникающее от приема
мухомора, в визионерское путешествие в волшебный рай. Самому Уоссону
известно только одно необъяснимое и неповторимое исключение.
В 1965 и в 1966 годах мы снова и снова испытывали мухоморы (Amanita
muscaria) на себе. Результаты разочаровывали. Мы ели их сырыми
на пустой желудок. Смешивали сок с молоком и пили смесь, всегда
на пустой желудок. Нас тошнило, некоторых рвало. Нас клонило в
сон, и мы впадали в тяжелую дремоту, от которой, хоть стреляй,
не разбудишь, лежали как бревно, даже не храпели, мертвые для
внешнего мира. И хотя однажды у меня в этом состоянии и были живые
грезы, однако не произошло ничего подобного тому, что было, когда
я принял в Мексике псилоцибиновые грибы и не спал вообще. В наших
экспериментах в Сугадаира (Япония) был один случай, отличавшийся
от других, который можно бы назвать удачным. Рокуя Имадзеки принял
свои грибы с mizo shiri - восхитительным супом, который обычно
служит японцам завтраком, и при этом он подрумянил на открытом
огне грибные шляпки, держа их на вилке. Когда он очнулся ото сна,
наступившего по принятии грибов, он был в состоянии восторженного
подъема. Часа три невозможно было остановить поток слов, которые
он извергал; он говорил без остановки. Суть его наблюдений состояла
в том, что в этом нет ничего общего с алкогольным опьянением,
это бесконечно лучше, не идет ни в какое сравнение. Мы не знали
в то время, почему в этом единственном случае это так подействовало
на нашего друга Имадзеки. / R. Gordon Wasson, Soma: Divine Mushroom
of Immortality (New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1971), p.
75/